Рутина - плохо? |
|||
|
День ребенка состоит из повторяющихся событий: время кормлений, сна, купания. Позже добавляется ежедневная прогулка, свободное время для игр. Желательно, чтобы у каждого ребенка был постоянный режим дня, удобный для родителей или няни, но при этом он должен быть и достаточно гибким. Изменения вытекают из нужд родителей или няни, или являются следствием изменившихся нужд ребенка. Например, ребенок в четыре месяца спит больше, чем восьмимесячный ребенок, терпение в четыре месяца меньше, чем терпение ребенка постарше и т.д. Режим дня ребенка изменяется по мере его роста и развития и обязанность родителей обеспечить режим, подходящий им и их ребенку.
Между тремя месяцами и полугодом Еда - до полугода многие дети все еще едят ночью. В течение дня можно будить ребенка для кормления. Кормления по часам в течение дня помогут упорядочить биологические часы малыша, а также превратить ночной сон в основной. Свободное время - в этом возрасте ребенок способен сосредоточиться на несколько минут. В это время его можно положить под мобиль или "университет", спеть ему песенку или прочитать коротенький стишок. Прогулка в коляске позволяет маме выйти из дому, подышать свежим воздухом и побыть среди людей. Для ребенка основная цель выхода из дома - это запланированная прогулка и успокоение, которое приносит укачивание в коляске.
От полугода до года
От года до двух Еда - ребенок должен питаться по расписанию. Лучше подавать ему основную еду в одном и том же месте: в кухне или столовой, около стола, ребенок должен сидеть в своем кресле для еды. Промежуточные приемы пищи (в 10:00 и в 16:00) можно делать в парке, на балконе и в любом другом месте. Свободное время - желательно сделать прогулку одним из постоянных пунктов в режиме дня малыша. Если он уже ходит, разрешите ему свободно погулять в безопасном месте. Купание - приучите малыша, что на ночь он надевает пижаму, а днем ходит в другой одежде. В этом возрасте можно перенести купание с утренних часов на послеобеденные, перед дневным сном или вечером, перед сном. Сон - в этом возрасте большинство детей вырабатывают постоянный режим сна - два продолжительных отдыха в течение дня: один раз утром и один раз после обеда, кроме основного ночного сна. Иногда они могут задремать на несколько минут в коляске или во время поездки на машине. К году большинство детей перестают спать утром и спят только один раз днем - во второй половине дня.
От двух до трех лет Купание и сон - действия, предшествующие сну, готовят ребенка к переходу от дня к ночному отдыху. Желательно приучить ребенка к постоянному вечернему ритуалу, который способствует снижению напряжения, гасит ссоры и помогает лечь в кровать. Ритуал отхождения ко сну начинается с наведения порядка в комнате, складывания игрушек. Потом ужин, включающий блюда, любимые ребенком. Потом купаемся в ванне, надеваем пижаму, чистим зубы, слушаем сказку, обнимаем малыша, целуем, еще раз обнимаем, еще раз целуем, гасим свет и говорим спокойной ночи. Желательно, чтобы тот из родителей, кто не общался с ребенком в течение дня, купал его и укладывал спать. Это по-настоящему качественное время, проведенное с ребенком.
После трех лет В распорядок дня можно внести также ежедневные задания ребенка. С трех лет ребенка можно привлекать к домашним работам: дети могут поливать цветы, вытирать пыль, подметать пол. Занятия, которые принято считать нудными и раздражающими, детям могут доставить удовольствие. Большинство воспитательниц в детских садах требуют, чтобы дети приходили до половины девятого и затем ворота сада закрываются. Желательно приходить с ребенком вовремя, чтобы малыш не пропустил утренний сбор и творческие занятия, которые проводятся в это время. Чтобы вовремя прибыть в садик, ребенок должен встать минимум за час до выхода из дома. Есть дети, которых надо "вытаскивать" из кровати, и есть дети, которые сами рано встают (обычно они и ложатся рано). Ради себя и ради ребенка старайтесь, чтобы он ложился спать в одно и то же время и не поздно, чтобы утром малыш мог сам проснуться. Тогда утром он будет бодр и весел, и все утренние дела будут сделаны легко и спокойно. Если ваш ребенок с трудом встает утром, утренний режим поможет ему справится с остальным днем. Утром тоже можно приучаться к режиму - встать с кровати, умыться, одеться, завтрак и выходим из дому. Если вы будете придерживаться постоянного порядка дел, то ребенок привыкнет и научится все делать сам, и вам не придется ему напоминать и ругать его. Еда - необходимо придерживаться режима и в еде. Минимум три основных приема пищи в день и два дополнительных. Ребенок, который не хочет завтракать утром, может выпить только стакан молока или какао, которые дадут ему энергию до следущей еды. Следующая еда - это завтрак в 10 часов в садике или в школе. Обед - это основной прием пищи в большинстве семей. Если ребенок обедает дома, желательно, чтобы он ел в кругу семьи, за столом, столовыми приборами, подходящими ему по возрасту. Следите, чтобы ребенок мыл руки перед едой, а после еды вы можете требовать убрать за собой свою посуду. Следующая легкая еда может быть в 16:00-17:00, в нее можно включить десерт. Ужин является частью ритуала укладывания спать и также должен проходить за общим столом вместе с другими членами семьи. Cвободное время - после трех ребенка можно записать на кружки. До четырех лет рекомендуется один кружок в неделю, до шести - два кружка в неделю. Первоклассник может сам выбирать кружки, но их количество нужно ограничить. В другие дни можно пойти в парк, в гости к друзьям или организовать другие мероприятия, включая поездку за покупками. Трехлетнего малыша можно записать в городскую библиотеку и раз в неделю (желательно в один и тот же день недели) обменивать книги. К вечернему распрорядку хорошо добавить выбор одежды на следующий день, чтобы утром избежать ненужных споров. К шести годам ребенок должен самостоятельно соблюдать режим дня, даже если вас нет рядом. Сон - После трех лет многие дети перестают спать после обеда. Если ребенок не спит, он может поиграть в своей комнате, посмотреть фильм или видеокассету. Для ребенка, который учится в школе это подходящее время приготовить домашние задания.
Гибкий режим Есть дети, -говорит Кацир,- которые легко нарушают режим, и есть такие, которых нарушение привычного распорядка пугает. Это касается нервных, пугливых и неуверенных в себе детей. Напротив, хорошо развитые и уверенные в своих силах дети относятся к изменениям с большим пониманием. Родители должны знать своего ребенка и исходя из этого решать, насколько и как быстро можно изменить распорядок. Чем меньше ребенок, тем важнее придерживаться распорядка в его жизни. По мере его взросления нужно время от времени изменять привычный ход событий и приучать его к тому, что в жизни всегда есть перемены и сюрпризы. Чтобы облегчить ребенку справиться с неожиданностью и внести ясность, объясните причины изменений. Выходные и праздники - прекрасный повод нарушить распорядок. Ребенок должен понимать разницу между выходным и обычным днем. Он привыкает к тому, что в пятницу в садике проводят встречу субботы, а следующий день он проводит с родителями и не идет в сад. Перед праздниками в садике идет подготовка к утреннику, и ребенок понимает, что эти дни отличаются от обычных и у них есть свои, особые традиции. Родители с нетерпением ждут выходных, чтобы отдохнуть и подольше поспать, но маленькие дети часто просыпаются в выходные,как в будний день. Рекомендуется придерживаться режима и в выходные и укладывать ребенка спать в обычное время.
Нарушаем раcпорядок Различные мероприятия - свадьбы, вечеринки, дни рождения - это радостные события, нарушающие распорядок, однако, далеко не на все подобные события надо брать с собой ребенка. Лучше оставить его дома с няней и не нарушать режим, чтобы утром он мог легко встать.
Болезни - когда ребенок болен и не посещает детский сад, не только его режим нарушается, но и распорядок родителей рушится, потому что один из них должен оставаться дома. Есть дети, для которых лучше во время болезни не настаивать на соблюдении режима, и есть дети, которые будут лучше себя чувствовать, если выполняется привычное расписание.
Статья из журнала "Быть семьей", |