Чему и как учить трехлеток?

 

 

 

Литературная рубрика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Применительно к дошкольникам (в возрасте от 3 до 6-7 лет) правильнее говорить о развивающих занятиях, поскольку ведущим видом деятельности детей этой возрастной группы является не учение, а игра. Поэтому смысл развивающих занятий состоит не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его физическое, функциональное и психическое развитие (в соответствии с ниже рассмотренными сферами).

Двигательная сфера. Развитие основных двигательных навыков: бега, прыжков, бросания и ловли мяча и т.п.

Мотивационная сфера. Развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира.

Познавательная сфера. Развитие произвольного поведения: способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности.

Эмоциональная сфера. Развитие социальных эмоций: сочувствия и сопереживания другим.

Личностная и социальная сфера. Развитие способности к позитивному взаимодействию в коллективе и обучение коммуникативным умениям.

Раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению чтению, письму, счету. Оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной, но бессмысленной для него информацией. Речь идет о развитии, прежде всего, умения рассуждать, оценивать, воспринимать и прочее. Такая развивающая работа направлена на общее, максимально разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит постепенное совершенствование и усложнение всех психических процессов и качеств личности.

Общий итог развивающих занятий будет состоять из нескольких частных результатов, назовем четыре из них.

1. Знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.
2. Тренировка общей способности учиться.
3. Эмоциональный след от занятий: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
4. Эмоциональный след в Ваших взаимоотношениях с ним, если Вы принимаете участие в занятиях. Здесь итог также может быть положительным (остались довольны друг другом) либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

Многих родителей зачастую беспокоит только первый результат (научился? запомнил? освоил?). В то время как три остальных - гораздо важнее!

Среди развивающих игр для детей трехлетнего возраста очень полезны задания с опорой на зрительный образ (сложить разрезную картинку или узор мозаики, ориентируясь на готовый образец), игры по правилам. В начале третьего года подобные игры довольно сложны для ребенка. Однако к четырем годам большинство детей, "натренировавшись", начинают легко справляться с подобными играми.

При организации занятий с детьми 3-летнего возраста взрослым надо учитывать не только наличные возможности ребенка, но и "зону его ближайшего развития". Последняя - это зона дел, которые сегодня ребенок делает вместе с родителями, но завтра - он будет делать это сам. Другими словами, это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

Существует простое правило: Если ребенку трудно, и он просит Вас о помощи, обязательно помогите ему! Не следует говорить: "Сам разбирайся! Тяжело в ученье - легко в бою!". Однако при этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не сможет выполнить, а остальное предоставьте делать самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Казалось бы, простое правило. АН нет! Оказывается, родителей при этом подстерегает двойная опасность. Первая таится в том, что родитель слишком торопится, рано перекладывает свою часть помощи на ребенка (в результате, малыш может не справиться с заданием и потерять веру в себя). Вторая опасность, ясное дело, наоборот! Однако следует помнить, что слишком долгая и настойчивая опека родителей (так сказать, занудливое руководство) может привести к тому, что ребенок привыкает быть пассивным или, что ещё хуже, его вообще начнет раздражать присутствие взрослого.

Основной вид деятельности дошкольника - это игра. Но совершенно ошибочно думать, что игра - это только способ чем-то занять ребенка, чтоб он Вам не мешал. Игру следует рассматривать как способ развития ребенка, вследствие чего очень важно, с кем и чем играет Ваш ребенок. Поэтому, покупая игрушки ребенку, помните, что быть только собственником (владельцем) игрушек вовсе недостаточно для его развития. Ведь дело не в количестве игрушек, а в умении с ними играть (придумывать сюжеты ролевых игр).

Какими должны быть игрушки?
Разнообразными и доступными, чтоб ими можно было свободно манипулировать (трогать, нюхать, пробовать);

· игрушки бытового употребления (чашки, формы для яиц, пластиковые бутылки и т.п.), игрушки - физические объекты (песок, вода, камушки, листья и т.п.) - дадут возможность с легкостью экспериментировать;

· мяч - научит рассчитывать силу удара, способствует развитию координации движений;

· пирамидки, кольца разного диаметра, матрешки - помогут развить глазомер, координацию мелких движений, дадут повод к усвоению цветовой гаммы и понятий "больше - меньше", "вверх - вниз", "крышка - дно";

· деревянные бусы (разных цветов, форм и размеров) - способствуют развитию моторных навыков, которые в будущем обеспечат красивый каллиграфический почерк;

· боксерская груша (или что-то наподобие) - поможет снизить уровень агрессии;

· кубики (разного размера и формы) - развивают логическое мышление и координацию движений;

· головоломки (разрезанные открытки), конструкторы - помогут развить память и мышление.

Кроме игры ребенок должен осваивать и другие виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Рисование включает в себя, как минимум, две психологические функции. Во-первых - это функция графического языка. Рисунок ребенка - это рассказ о чем-нибудь и "про себя" (так как в рисунке отражается и темперамент, и особенности восприятия ребенка, и его способ общения с окружающими).
Вторая функция - это подготовка к письму. В процессе рисования развивается не только рука ребенка, но и зрительный контроль.

Дошкольный возраст - это возраст сказок. Сказка - это отражение человеческой мудрости и опыта, результат слияния человеческого сознания и подсознания. И как только вы произносите: "В то далекое время, когда животные умели разговаривать┘" - ребенок погружается в мир фантазий. Происходит развитие воображения и усовершенствование речевых конструкций. Кроме того, ребенок не любит прямых нравоучений, и сказка позволяет постигнуть жизненно важную информацию не напрямую, а через недирективное внушение (позволяет усвоить модели поведения, ценности, убеждения).

Следующим видом деятельности является элементарный труд. Между ребенком и взрослым устанавливается своеобразие отношений. Это отношения реальной взаимопомощи, распределения обязанностей, познание социальных ролей.

Последний вид деятельности - это учение. Оно вплетено во все другие виды деятельности ребенка и пока еще не выделяется в качестве самостоятельного вида.

Журнал "Мама и Я"


назад